Первый чемпион мира по шахматам был определен в официальном матче Стейниц – Цукерторт с 11 января по 29 марта 1886 года в трёх городах США (Нью-Йорк, Сент-Луис, Новый Орлеан). Стейниц выиграл этот матч со счетом +10 – 5 = 5 и был провозглашен чемпионом мира.
Вильгельм Стейниц — австрийский и американский шахматист, первый официальный чемпион мира по шахматам (1886—1894). На рубеже 1860—1870-х годов, уже получив признание как сильнейший игрок своего времени после победы в матче против Адольфа Андерсена, Стейниц разработал учение о позиционной игре, которое пришло на смену доминировавшей «романтической» комбинационной школе и значительно обогатило шахматы.
Иоганн Герман Цукерторт — один из сильнейших шахматистов мира 2-й половины XIX века, претендент на мировое первенство. Шахматный журналист, совместно с Адольфом Андерсеном, основатель журнала «Шахматный ежемесячник».
Матч начался 11 января 1886, в Картье-Холл, пятая Авеню, в Нью-Йорке, завершился 20 января, когда Цукерторт одержала 4 победы подряд после проигрыша в первой игре. Матч был возобновлен 3 февраля в Сент-Луисе. Судьями были Бен р. Фостер для Стейница и Уильям Дункан для Цукерторт. Сент-Луис матч закончился 10 февраля после того, как Стейниц одержал 3 победы и ничья.
После отдыха почти 2 недели, в Новом Орлеане матч возобновился 26 февраля. Но карнавальные мероприятия привели к приостановке матча на несколько дней. После ничьей, Стейниц вырвалась вперед с двумя победами. Цукерторт в последующих 5 партиях: выиграл 1, 3 закончились ничьей и 1 поражение. Стейниц затем одержал победу в последних 3 играх, став первым официальным чемпионом мира, 29 марта 1886 года матч завершился с окончательным счетом (+10 -5 =5).
Рассмотрим финальную 20 партию матча на звание первого чемпиона мира по шахматам между Стейниц – Цукерторт 1886 год.
1.e4 e5 2.Кc3 Кc6 3.f4 разыграна венская партия (диаграмма 1). 3...ef 4.d4 d5 5.ed Фh4+ 6.Kрe2 Фe7+ (ничего не давало черным 6...Сg4+ 7.Кf3) 7.Kрf2 Фh4+ 8.g3 fg+ 9.Kрg2 К:d4 (9...gh? 10.Л:h2 Ф:d4 11.dc Ф:d1 12.К:d1 bc и у белых фигура за три пешки и возможность более активной расстановки своих фигур).
10.hg Фg4 11.Фe1+ Сe7 12.Сd3 Кf5 13.Кf3 Сd7 14.Сf4 f6 15.Кe4 Кgh6 16.С:h6 К:h6 17.Л:h6! неожиданная комбинация после которой черные теряют ферзя или остаются без фигуры. 17...gh 18.К:f6+ Kрf8 19.К:g4 и черные признали свое поражение.