Поединок двух титанов

Основоположник современного художественного комбинационного шахматного этюда А. А. Троцкий, как известно, начал свою творческую деятельность в 1895 году. Эта область композиции была тогда, областью, почти не тронутой.  Подавляющее большинство опубликованных к тому времени этюдов было позиционными, игравшими вспомогательную роль в анализе эндшпиля.

Образно говоря, искусство составления этюда Троцкий превратил в науку о художественно выраженной шахматной комбинации, могущей возникнуть в любой стадии игры, и создал большое количество произведений высокого класса.

Большое значение для развития этюда имело появление в начале 20 века такого огромного таланта, как А. Ринк. Чрезвычайная продуктивность французского шахматного композитора, яркость его комбинаций по сравнению с творчеством мастеров прошлого века создали его имени блистательный ореол. Шахматная пресса мира заполнилась этюдами Ринка.

Этюды Ринка отличают ясность и гармония, изобретательность и остроумие в исследовании комбинационных возможностей. Им углубленно разработаны открытые Троцким области шахматной комбинации в идеях выигрыша фигуры, мата, проведение пешки и других.

Проследить творческую взаимосвязь Троцкого и Ринка, совокупные достижения по разработке различных идей, сравнить творческие почерки этих мастеров можно рассмотрев несколько произведений. Чем мы сейчас и займемся.

Первый этюд (диаграмма 1), который рассмотрим был составлен А. Ринк в 1902 году. Ход белых, ничья. Не смотря на то что у черных ферзь и куча пешек белые добиваются ничьей.

1.Кd6 угрожает мат на b5 или f5. 1...e3+ 2.Kрf3 e4+ 3.Kрf4 Фb8 связывая коня который угрожал объявить шах и мат. 4.a4 f5 (Если 4...h3 5.Kрf5 Фc8+ 6.Л:c8 пат.) 5.h3 Фc7 6.Л:c7 и снова пат. Запотавания более сильного противника.

Следующий пример (диаграмма 2) уже из творчества А. А. Троцкого 1906 год. Хотя черная пешка в ничейной зоне, однако черный король заперт на угловых полях, и это приводит белых к победе. Здесь Троцкий показывает, как это можно достичь.

1.Кeg4 Kрh8 2.Кe3 Kрh7 3.Кf5 Kрh8 4.Kрg6 Kрg8 5.Кg7 Kрf8 (Если 5...Kрh8 6.Кe6 Kрg8 7.Кg4 h2 8.Кf6+ Kрh8 9.Кg5 h1=Ф 10.Кf7х) 6.Kрf6 Kрg8 7.Кe6 Kрh7 8.Kрg5 Kрg8 9.Kрg6 Kрh8 10.Kрf7 Kрh7 11.Кg4 h2 12.Кg5+ Kрh8 13.Кe5 h1=Ф 14.Кg6х

Конечно, в одной статье не рассмотреть даже малой части творчества этих двух великих мастеров. Так как решение этюдов имеет практический смысл мы продолжим рассмотрение, но в других уроках. Рекомендую подписаться на нашу бесплатную рассылку, чтобы быть всегда в курсе событий и новостей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ШКОЛА ШАХМАТ
Добавить комментарий

двенадцать − 8 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.