Урок 47 Позиционная игра — профилактика

Впервые о важности профилактике заговорил А. Нимцович в своей известной книге «Моя система». Он определил профилактику, как принятие мер, имеющих целью предупредить некоторые явления, нежелательные с позиционной точки зрения. То есть чтобы провести профилактику, необходимо иметь негативное явление и определенные предупредительные меры, которые должны привести к тому что этого явления не произойдет.

Мерами, предупреждающий этот негатив, А. Нимцович считал избыточную защиту сильных и слабых важных пунктов. Дело все в том, что фигуры занимающие такие поля получают дополнительную силу и мы должны всеми силами стараться вступить сними в непосредственный контакт.

По сути профилактика — это борьба с возможной контригрой соперника, а способ борьбы ограничение подвижности фигур и пешек противника. Этот прием носит не только защитную функцию, но зачастую несет в себе и функцию усиления позиции.

Главная задача, которая стоит перед шахматистом в партии – увеличения разности общей активности наших фигур и фигур противника. Когда разница достигнет критической отметки, мы выиграем материал или поставим шах и мат. Изменять разность можно двумя способами – либо увеличивать свою активность, либо уменьшать активность соперника.

Поэтому ограничение подвижности – такой же прием усиления, как стратегические методы размен, изменение пешечной структуры, перегруппировка фигур. Надо также понимать, что профилактика имеет не только оборонительный характер, но и наступательный.

Что же касается самого приема профилактика, то его использование предполагается вплоть до конца партии, в том числе в худших, лучших и выигрышных позициях, поскольку с его помощью вы не защищаетесь, а боритесь за инициативу и улучшаете свою позицию.

И так как пользоваться приемом профилактика? В одном из уроков «Позиционная игра» мы уже говорили о стратегических методах усиления собственной позиции: размен, изменение пешечной структура, перегруппировка фигур. Точно также усиливается и соперник, следовательно, смотрим по этим трем направлениям как может усилиться противник и выбираем самое неприятное из них которое максимально усиливает позицию.

Мы не сможем сразу ограничить все возможности противника, только одну. Но каким образом добиться этого ограничения? Прежде всего не допускать фигуры на активную позицию, вы должны их выгнать с этих полей или разменять, ставить пешечные преграды на главных диагоналях, перекрывать открытые линии, которые занимают ладьи соперника.

Рассмотрим теперь на примере как необходимо использовать прием профилактика в шахматной партии. Для этого будем использовать небольшой план последовательно мышления «Шахматный алгоритм» о нем мы еще обязательно поговорим. И так сам план:

1.Тактические угрозы (комбинации (двойной удар, вскрытый шах и т.д.), возможные жертвы, непосредственные угрозы матовой атаки на короля).

2.Стратегические угрозы: перегруппировка собственных фигур, размен, пешечное продвижение, профилактика.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению примеров, позиция на диаграмме 1,  и так по плану:

Стратегические угрозы:

Перегруппировка фигур: все наши фигуры стоят активно, кроме ладьи на а1, но для нее нет пока открытой линии и лучшей позиции.

Размен: наши фигуры стоят активно и менять ничего не надо.

Пешечное продвижение: пока нет выгодного пешечного продвижения.

Профилактика:

Теперь то же самое смотрим за соперника, пешечное продвижение пока не видно, как можно продвинуть пешки чтобы получить преимущество. Разменять выгодно своего плохого слона на с8 на белого слона, но пока возможности нет.

Перегруппировка фигур: выгодно поставить слона с g7 на с5, где он буде стоять активно и угрожать слону на b6.

Следовательно, наша профилактика должна быть связана с этим ходом, воспрепятствовать ходу Сf8-c5

1.Кb1 Сf8 2.Кd2 Сc5 3.Кdc4 с большим перевесом.

Рассмотрим следующий пример (диаграмма 2), так же по плану.

Тактические угрозы: есть такие — Ch6, Cf6, C:d5 в первую очередь отражаем тактические угрозы. Самые активные угрозы исходят от Фg4 и Cg5, как можно их ограничить? Есть несколько способов: 1. … h5 и 1. … Cd3 смотрим что получится.

1...h5 (Вторая возможность 1...Сd3 2.Сh6 Сg6 3.h5 gh 4.hg hg 5.С:d5 h5 6.Фh3 cd 7.С:a2 Кd:e5 8.Фg2 Ф:a2 9.f4 Ф:g2+ 10.Kр:g2 с равной позицией.) 2.Ф:h5 Ф:c3 3.dc Сd3 4.Лbc1 Фb2 5.Кd2 Кdx:5 и черные имеют большой перевес.

Конечно в одном уроке не обхватить всего что хотелось бы рассказать и показать, поэтому мы еще ни раз вернемся к профилактике и вообще к позиционной игре. Если есть вопросы задавайте их в комментариях иже урока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ШКОЛА ШАХМАТ
Добавить комментарий

три × четыре =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.